Российская секция IV Интернационала | FLTI


Что такое Советы

Наряду с мифом о социализме в СССР, не меньшее место в нашей истории занимает миф о «советской власти», свергнутой, якобы, только в 1993г. Факт гораздо более ранней ликвидации советской власти игнорируют даже практически все те, кто понимают капиталистическую природу СССР, не говоря уж о троцкистах. Между тем, этот факт был зарегистрирован Троцким еще накануне его свершения. Говоря о политической системе, определяемой проектом конституции 1936г., он пишет:

«Правда, после некоторых колебаний реформаторы решили по-прежнему именовать государство советским. Но это лишь грубая политическая подстановка, продиктованная теми же соображениями, в силу которых империя Наполеона продолжала именоваться республикой. Советы, по самой сути своей, суть органы классового государства и не могут быть ничем иным. Демократически выбранные органы местного самоуправления суть муниципалитеты, думы, земства, все, что угодно, но не советы. Общегосударственное за­конодательное учреждение на основе демократической формулы есть запоз­далый парламент (вернее – его карикатура), но ни в коем случае не вер­ховный орган советов» (Л. Троцкий «Преданная революция», НИИ культуры, М., 1991, стр. 216-217).

Написанная Лениным вторая программа РКП (б) пишет о Советах следующее:

«Обеспечивая для трудящихся масс несравненно большую возможность, чем при буржуазной демокра­тии и парламентаризме, производить выборы и отзыв депутатов наиболее легким и доступным для рабочих и крестьян способом, Советская власть в то же время уничтожает отрицательные стороны парламентаризма, особенно разделение законодательной и исполнитель­ной властей, оторванность представительных учрежде­ний от масс и пр.

Советское государство сближает государственный аппарат с массами также тем, что избирательной еди­ницей и основной ячейкой государства становится не территориальный округ, а производственная единица (завод, фабрика)». (В.И. Ленин, ПСС, т. 38, стр. 42…).

Хорошо о сути советской системы писал в 1919г., в статье «Теория пролетарской диктатуры») Н.И. Бухарин (ирония истории – будущий главный автор «сталинской» конституции 1936г. и, следовательно, соавтор в деле создания мифа о «советском» характере СССР после 1936г.):

 «Связь между политикой и экономикой, между «управлением над людьми» и «управлением над вещами» выражается не только в максимально тесной кооперации между политическими и экономическими организациями масс, но и в том, что даже выборы в Советы производятся не по чисто искусственным территориальным округам, а по данным производственным единицам: фабрикам, заводам, рудникам, селам, на местах работы и борьбы. Таким образом достигается постоянная живая связь между коллегией представителей, «рабочих депутатов», и теми, кто их посылает, т.е. самой массой, сплоченной общими трудовыми усилиями, сконцентрированной самой техникой крупного производства» (Н.И. Бухарин «Избранные произведения», Политиздат, М., 1988, стр. 22).

Мы уделили здесь особое внимание производственному принципу построения Советов. Это, разумеется, не единственный принцип советской власти. Но он является обязательным. Самим производством сконцентрированный в форме трудовых коллективов рабочий класс, может полноценно осуществлять свою власть только через организации, формируемые только по производственному принципу, что, конечно, не означает отказа от использования в той или иной ситуации тех или иных форм территориальной организации. Разумеется, также, указанный принцип является необходимым, но не достаточным. В конечном итоге, надстройку определяет базис, и если рабочие не осуществляют, в той или иной форме, экономическую власть на своем предприятии, они не удержат и власть политическую. В конце концов, организуемые во времена китайской Культурной революции ревкомы тоже строились по производственному принципу, но были при этом орудием контрреволюции, возглавляемой «великим кормчим» с целью установления своей бонапартистской диктатуры. Как и профсоюзы в т.н. «социалистических» странах.

Сделав эту необходимую оговорку, вновь предоставим слово Бухарину образца 1919г.:

«Но дело не только в одних Советах, составляющих, так сказать, верхушку всего государственного аппарата. Нет, все рабочие организации становятся частями аппарата власти. Нет ни одной массовой организации, которая не являлась бы в то же время органом власти. Профессиональные союзы рабочих – важнейшие органы экономической диктатуры, управляющие производством и распределением, устанавливающие условия труда, играющие крупнейшую роль в центральном учреждении экономической диктатуры – Высшем совете народного хозяйства, фактически ведущие работу Комиссариата труда; фабрично-заводские комитеты – нижние ячейки государственного регулирования; комитеты деревенской бедноты – один из важнейших органов местной власти и в то же время распределительного аппарата страны; рабочие кооперативы – точно так же ячейки этого последнего. Все они принимают участие в выработке всяческих проектов, решений, постановлений, которые потом проходят через центральный аппарат …

Мы подчеркиваем здесь и другую сторону дела, а именно то, что это – организация не только рабочая по преимуществу, но и работающая…

В Советской республике законодательная власть соединена с исполнительной. Все ее органы, от самого верхнего до самого нижнего, суть работающие коллегии, связанные с массовыми организациями, опирающиеся на них и втягивающие через них всю массу в дело социалистического строительства.

Таким образом, все рабочие организации становятся правящими организациями. Их функционально значение изменяется. Иначе и не может быть в период пролетарской диктатуры, когда господином положения является рабочий класс, когда само государство есть рабочая организация» (Н.И. Бухарин, там же, стр. 21-22).

Конечно, новая революция будет происходить в новых экономических условиях, но, несомненно, принцип ее функционирования будет тем же. Политическая власть трудящихся будет строиться по тому же принципу, по которому эти массы будут распределены экономически. И все созданные по тому же принципу организации трудящихся будут составлять единую систему государственного управления. Управления, которое уже не совсем государственное, ибо представляет огромное большинство населения, которому, по мере подавления контрреволюции, все меньше будет необходимо кого-либо подавлять. Государство отмирает, превращаясь в общественное самоуправление.

Л.Д.Троцкий (1879-1940), Н.И.Бухарин (1888-1938), В.И.Ленин (1870-1924)
Мы предоставили здесь слово авторам Октябрьской революции, которые хорошо знали, что такое Советская власть. Такое государство, которое и на деле в миллион раз демократичнее любой буржуазной демократии, и которое мелькнуло на историческом небосводе в 1917-18гг. (после чего начался процесс его буржуазного перерождения), само собой не имеет ничего общего с тем, якобы, «советским» государством, которое мы имели в СССР. Процесс деградации советской власти закончился восстановлением буржуазной парламентской политической власти (пусть и форме пародии, как пишет об этом Троцкий). Финальным пунктом этого была конституция 1936г. Этот факт совсем не случайно совпал с началом массового истребления партии большевиков, с резким снижением активности «штаба мировой революции» Коминтерна, ставшего не нужным и упраздненного в 1943г. одним движением руки, как тряпка, раздражающая новых империалистических союзников «советской» капиталистической державы. Конституция 1936г. – это юридическое закрепление контрреволюции по отношению к социалистическим задачам Октября, и одновременно закрепление, решенных им задач буржуазной революции.

Юрий Назаренко, «Мировая революция» №5, июль 2002

Российская секция IV Интернационала | FLTI No copyright © 2014 -