Российская секция IV Интернационала | FLTI


Диктатура пролетариата


Очень давно хотел написать заметку по этому поводу, дабы разъяснить это понятие для левых коммунистов, анархистов и прочих антиавторитариев, которые диалектики не признают, а от слов "диктатура" и "власть" шарахаются как от огня. В своих размышлениях я использовал труды основоположников марксизма - Маркса и Энгельса. А также самый либертарный труд В. И. Ленина - "Государство и революция"

Для начала определим понятие пролетариат - это класс, не имеющий собственности на средства производства, создающий капитал, но не управляющий им, т.е. это не только рабочие, но и врачи, учёные, учителя. Все те кто не участвует в распределении богатств, но создающие их.

Отношение диктатуре пролетариата у классиков, это отношение к государству. У Маркса в "Критике готской программы" мы находим следующее определение:

"Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата."

Отсюда видно чем Маркс считал диктатуру пролетариата - переходным периодом, временем революции. Естественно что сразу, на следующий день после революции невозможно отменить государство "по мановению волшебной палочки", отмена государства естественно займет определенный период. Для начала определим что такое государство в понимании классиков. Энгельс в своём труде "Происхождение семьи, частной собственности и государства" писал так:

"...государство никоим образом не  представляет  собой  силы,  извне навязанной  обществу.  Государство  не есть также "действительность нравственной идеи",  "образ  и  действительность  разума",  как утверждает Гегель. Государство есть  продукт  общества  на  известной  ступени развития;  государство  есть  признание,  что  это  общество запуталось  в неразрешимое  противоречие  с  самим  собой,  раскололось на  непримиримые противоположности,  избавиться  от  которых  оно бессильно.  А  чтобы  эти противоположности, классы с противоречивыми экономическими  интересами,  не пожрали друг  друга  и  общество  в бесплодной  борьбе,  для  этого  стала необходимой сила, стоящая, по-видимому, над  обществом,  сила,  которая  бы умеряла столкновение, держала  его  в  границах  "порядка".  И  эта  сила, происшедшая из общества, но ставящая  себя  над  ним,  все  более  и  более отчуждающая себя от него, есть государство."

Классик нам ясно показывает, что именно есть государство. Государство прежде всего - продукт классового общества, где есть классы, там безусловно есть государство, сила необходимая для того чтобы "умерить столкновение" классов, удержание "общественного порядка". Для чего нужен общественный порядок? Естественно для того чтобы укреплять эксплуатацию и обеспечивать господство правящего класса. То есть государство - это сила обеспечивающая господство правящего класса. Естественно и сама форма государства зависит от того какой класс является правящим. Мы различаем рабовладельческое государство, феодальное государство, рабовладельческое государство и пр. Ленин добавил в своём труде что государство - это не просто орудие подавления одного класса другим, но именно орудие подавления большинства, меньшинством. Это представляется мне очевидным, так как естественно что в классовом обществе правящий класс - всегда меньшинство, и для угнетения пролетарского (крестьянского) большинства ему необходимо государство (как аппарат чиновников, армии, полиции и т.п.).

Будет ли являться переходной период между капитализмом и коммунизмом государством в том понятии в котором видят государство при классовом обществе? Ни Маркс, ни Энгельс ни Ленин так не считали.

Энгельс полагал что "беря государственную власть, пролетариат тем самым уничтожает государство как государство" в письме к Бабелю он предлагал

"Мы предложили бы поэтому поставить везде вместо слова государство слово: "община" (Gemeinwesen), прекрасное старое немецкое слово, соответствующее французскому слову "коммуна"",

Правильно! Ибо диктатура пролетариата это не меньшинство угнетателей подавляющее большинство угнетаемых, а полностью наоборот!!!
Ленин тоже считал что государство переходного периода это уже не

государство, а "полугосударство" или "коммуна коммун". И это естественно.

Рассмотрим это диалектически.

1. Государство - это продукт классового общества. Будет ли деление на классы во время революции? Если подходить с экономической стороны, то естественно нет. Пролетариат ныне не производит продукт для нужд буржуазии, буржуазия его не потребляет. С этой стороны классов нет. Но пролетариат более не экономическая сила не "класс-в-себе", а сила политическая "класс-для-себя". Соответственно классовая война, с экономических фронтов превращается на поле боя, на поле гражданской войны. "Гражданская война, есть апогей классовой", как говорил Троцкий. Будет ли государство как аппарат насилия? Будет. Глупо думать что буржуазия, расплачется и просто так отдаст все свои владения пролетариату. Вся вековая борьба классов тому подтверждение. Поэтому естественно не думаю что буржуа и их прихвостней будут встречать с распростёртыми объятьями. Соответственно будет политическое насилие. Будет запрещаться любая пропаганда буржуазных организаций и т.п. В этом отношение переходной период и есть "диктатура пролетариата" в смысле политическом. Проиллюстрируем примером известным многим. Противостояние неонацистов и антифашистов. Фактически это "гражданская война в миниатюре", что с одной, что с другой стороны идёт подавление противника, уничтожается его пропаганда и ведётся борьба за доминирование во всех сферах. Подавление есть? Угнетение есть? "Запрещение свободы пропаганды" есть? Насилие есть? Всё это имеется в наличии. Следовательно мы имеем именно попытку установления "диктатуры антифашизма" направленную против неонацистской идеологии. Если анархисты отрицают необходимость пролетарской диктатуры на словах, то они должны быть последовательными и отрицать эту необходимость на деле - прекращать преследование неонацистов, прекращать какие либо действия против них, ибо тем самым они ограничивают свободу неонаци. Естественно так никто делать не будет, следовательно анархисты на деле НЕ ПРОТИВ установления диктатуры. Они просто "не называют дьявола по имени".

2. С другой стороны внутри "освобождённых" пролетариатом территорий, классового угнетения не будет, не должно быть разделения на угнетающих и угнетаемых, ибо власть принадлежит всему пролетариату. Следовательно кто работает, тот и управляет производством. Диктатура пролетариата - это диалектическая демократическая диктатура. С одной стороны это орган военного подавления буржуазии, с другой стороны - власть всего народа. Высшая форма демократии - пролетарская демократия. Демократия класса, который уничтожает классовое деление. Каким образом будет осуществляться власть всего "бывшего" пролетариата в форме массовых собраний, форме Советов или в форме Коммун, необходимо предоставлять решать бывшим угнетённым. Также нужно добавить, что пролетарская диктатура - это власть всего класса, а не партии. Пролетариат, не должен передоверять свою власть никому. Революционная партия должна участвовать в работе органах пролетарской власти, примерно так же как и мы сейчас участвуем в различных жилищных советах и забастовках. Мы говорим как делать лучше, кому стоит доверять, кому нет. Я думаю что такая форма работы будет и в дальнейшем (именно поэтому мы должны как можно активней участвовать во всех низовых инициативах).

Соответственно "государство" диктатуры пролетариата - это власть народа, власть направленная против угнетателей.

Однако стоит заметить что диктатура пролетариата - явление временное, отмирающее. Чем более увеличиваются освобождённые территории, тем менее потребность в таком "государстве".

Соответственно момент подавления буржуазии и установления народной власти по всей планете будет моментом смерти такого "государства" оно больше не нужна. Пролетариат победил, и больше он не пролетариат, ни в политическом, ни в экономическом смыслах.

Итак, подведём итог. Диктатура пролетариата - это власть народа осуществляемая в форме массовых собраний, диктатура направленная на подавление буржуазии и в конечном счёте на уничтожение всяких диктатур.

Коллектив anarcho-lenin

Российская секция IV Интернационала | FLTI No copyright © 2014 -